В настоящее время ГОКУ «Школа-интернат №8» является единственной в Иркутской области коррекционной образовательной организацией, предназначенной для обучения, воспитания и социализации слепых и слабовидящих детей. Многие дети, обучающиеся в нашей школе, проживают в школе от начала учебного года до каникул. Так как большинство из них живут в отдалѐнных районах Иркутской области. В связи с этим необходимо подготовить детей к проживанию в условиях интерната.
Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы школьная жизнь вашего ребѐнка оказалась успешной (нет, не радостной, ибо любой труд, в том числе и ученический, предполагает как радость успеха, так и горечь неудач)? Поэтому наберитесь терпения и постарайтесь подготовить к школе будущего ученика – собственного ребѐнка.
Многолетний опыт работы показывает, что ученик, пришедший в первый класс, будет себя чувствовать более успешно, а так же безболезненно войдѐт в детский коллектив, если вы воспользуетесь нашими советами.
Педагог советует:
- Приучайте ребѐнка к режиму дня;
- Не позволяйте сидеть у телевизора или компьютера дольше 20-30 минут, это отрицательно сказывается на общем состоянии ребѐнка;
- Формируйте потребность ежедневно гулять на улице;
- Научите правильно пользоваться мобильным телефоном, включая этикет телефонного общения (своевременность разговоров и использования игровых приложений, выключение рингтона во время уроков) и технику безопасности (сохранность телефона);
- Научите укладывать портфель и пенал;
- Научите ребѐнка пользоваться носовым платком, салфеткой;
-Объясните ребѐнку, что в школе рядом с ним вас не будет;
- Научите умываться, чистить зубы, одеваться, застилать постель, убираться в комнате и шкафу, носить школьную форму, пользоваться столовыми приборами;
- Определите для будущего первоклассника его рабочее место (стол, стул), обеспечьте достаточное освещение. Сделайте так, чтобы он постепенно привыкал к своему рабочему месту;
- Учите ребѐнка сидеть и слушать определѐнное время (15-20 мин.) Педагог по охране зрения советует:
- Научите узнавать основные цвета и геометрические формы;
-Прививайте ребѐнку интерес к рисованию. Следите, чтобы он правильно рисовал предметы;
- Развивайте память у ребѐнка: рассматривайте вместе с ним картинки и обсуждайте, что на них нарисовано;
- Прививайте навыки гигиены глаз. Приучайте мыть руки с мылом после прогулок и туалета, ежедневно мыть очки и протирать их индивидуальным платком;
- Научите постоянно выполнять упражнения для глаз: вращать глазами по часовой стрелке и против, часто моргать;
- Если ребѐнок не видит, то обязательно научите его беречь пальцы от холода. Следите – не теряется ли чувствительность кончиков пальцев;
- Учите такого ребѐнка исследовать пальцами различные предметы, обсуждайте с ним, что он чувствует.
- Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о предметном мире. Взрослые должны управлять руками ребѐнка положив на свои руки, так как сам он не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он их попросту не видит. Необходимо приучать слепых детей обследовать предметы систематически, двумя руками, подробно рассказывая о предмете. Необходимо предупреждать слепого ребѐнка об опасности взаимодействия с тем или иным объектом.
Психолог советует:
- Научите ребѐнка делиться своими проблемами;
- Отвечайте на каждый вопрос ребѐнка по возможности честно и терпеливо;
- Чаще смотрите на мир глазами вашего ребѐнка;
- Не стесняйтесь хвалить вашего ребѐнка и разбирайте его ошибки;
- Учите ответственности, но не требуйте взамен отличных и хороших оценок;
- Желательно, чтобы ребѐнок в дошкольный период получил опыт общения со сверстниками;
- В оставшееся до первого сентября время найдите возможность проконсультироваться хотя бы у одного специалиста школы;
- Не обсуждайте при ребѐнке ваших знакомых, иначе со временем войдѐт в привычку обсуждать при нѐм педагогов, отчего едва ли выиграет школа в глазах ребѐнка, как, впрочем, и ваш авторитет;
- Научите ребѐнка обращаться за помощью к взрослым.
Логопед советует:
- Развивайте кругозор вашего ребѐнка: выучите с ним дни недели, времена года, месяцы, домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей;
- Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания;
- Учите разговаривать полными предложениями, чѐтко и последовательно рассказывать о чѐм-либо, пересказывать увиденное или услышанное, лучше всего на примере русских народных сказок, а затем и более сложных текстов;
- Поощряйте ребѐнка в стремлении задавать вопросы;
- Учите с ребѐнком скороговорки, стихотворения наизусть;
- Постоянно пополняйте словарный запас вашего ребѐнка (игра в слова «Назови все свои игрушки», «Какими словами ты опишешь осень, зиму, лето», «Подбери слова с противоположным значением»);
- Услышав грамматическую ошибку в речи ребѐнка, обязательно исправьте еѐ спокойным ровным тоном;
- Регулярно рисуйте, раскрашивайте, лепите из глины и пластилина, вырезайте, играйте с мозаикой и конструктором, шейте, вышивайте;
- Научите ребѐнка ориентироваться в пространстве (справа - слева, впереди– позади, вверх–внизу);
- Помогите ребѐнку полюбить книгу на собственном примере, ведь дети так любят подражать взрослым.
Успехов на пути к школьной жизни!